Литературный экскурс «Странствия Максимилиана Волошина»
10.10.2025
«Конец отрочества отравлен гимназией», – писал поэт, которому учёба была не в радость. Зато он с упоением отдавался чтению. Сначала Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Гоголь и Достоевский, позднее – Байрон и Эдгар По.
Отчисленный из университета поэт и художник Максимилиан Волошин удивлял современников разносторонностью своих интересов. Творец, который умел заключать страсти, бушующие внутри, в рамки стихотворного жанра, помимо живописи и поэзии, писал критические статьи, занимался переводами, а также увлекался астрономическими и метеорологическими наблюдениями.
Максимилиан Волошин совершил несколько путешествий в Европу. Он посетил Вену, Италию, Швейцарию, Париж, Грецию и Константинополь. А заодно решил заняться самообразованием. Странствия и ненасытная жажда познания окружающего мира стали тем двигателем, благодаря которому и раскрылись все грани дарования Волошина.
После революции Волошин постоянно жил в Крыму. В 1924 году он создал «Дом поэта», напоминающий своим обликом одновременно средневековый замок и средиземноморскую виллу. Здесь бывали сёстры Цветаевы, Николай Гумилёв, Сергей Соловьёв, Корней Чуковский, Осип Мандельштам, Андрей Белый, Валерий Брюсов, Александр Грин, Алексей Толстой, Илья Эренбург, Владислав Ходасевич, художники Василий Поленов, Анна Остроумова-Лебедева, Кузьма Петров-Водкин, Борис Кустодиев, Пётр Кончаловский, Аристарх Лентулов, Александр Бенуа...
В Крыму по-настоящему раскрылся и дар М. Волошина-художника. Живописец-самоучка оказался талантливым акварелистом. Свою Киммерию, однако, писал не с натуры, а по собственному методу законченного изображения, благодаря которому из-под его кисти выходили безукоризненные по форме и свету виды Крыма.
«Пейзаж должен изображать землю, по которой можно ходить, — говорил Волошин, – и небо, по которому можно летать, то есть в пейзажах… должен ощущаться тот воздух, который хочется вдохнуть полной грудью…».
В каждом новом произведении М. Волошина просвечивалась житейская мудрость и любовь. Во время создания своих шедевров, он думал о том, как сочетаются между собой четыре земные стихии и об их связи с космосом. Все написанные художником пейзажи сохраняли свою фактуру и плотность, даже на холсте оставались светопроницаемыми.
Максимилиан Волошин был поклонником японской гравюры. По примеру японских классиков Кацусика Хокусая и Китагава Утамаро свои акварели он подписывал строками своих же стихов. Каждый цвет для него имел особое символическое значение: красный – это земля, глина, плоть, кровь и страсть; синий – воздух и дух, мысль, бесконечность и неизвестность; жёлтый – солнце, свет, воля, самоосознанность; лиловый – цвет молитвы и тайны; зелёный – цвет растительного царства, надежды и радости бытия.
М. Волошин всегда много и плодотворно работал. Не стали исключением и последние годы его жизни, он продолжал литературную деятельность и писал картины акварелью. Он уже давно страдал от астмы, но в июле 1932 года заболел воспалением лёгких и гриппом. Затем у него случился инсульт, который и стал причиной смерти 11 августа 1932 года. Поэта похоронили на горе Кучук-Янышар, рядом с его любимым Коктебелем.
Максимилиан Волошин обрёл славу ещё при жизни. В поэзии он был живописцем, в живописи – поэтом. Его следы сохранились не только в крымской почве, но и в почве русской культуры – в искусстве, поэзии, философии, живописи. Поэт, которому удалось соединить палитру художника и слово, искусствовед, краевед – Максимилиан Волошин. Друзья называли его просто чудаком Максом.
Автор медиа-проекта «Сокровища мировой литературы» – главный библиотекарь отдела культурных проектов и коммуникаций Алиса Александровна Соколова.
Архив новостей
























