ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Записаться через госуслуги

Исторический экскурс «Династия Брокар и расцвет русской парфюмерии»

22.12.2023

Очередное мероприятие из онлайн-проекта «Знаменитые династии России» федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура» (программы по укрепление единства нации, духовно-нравственного и патриотического воспитания) посвящено династии парфюмеров Брокар. Мы нечасто задумываемся о том, что нас привлекает в парфюмерии. Она – просто украшение жизни или поэтическая мечта о прекрасном? В любом случае, узнавать что-то новое о духах всегда интересно и увлекательно.


br.jpg

«Когда мы душимся, ароматы проникают в нас. Они оседают в нас и постепенно становятся частью нас самих», – считал великий парфюмер Эдмон Рудницка. Если это так, то, узнавая что-то о духах, об этих флаконах, любимых или же случайных, мы лучше узнаём себя и можем тоньше понять свое время.

«Духи, сотворённые людьми, продолжают божественное творчество. Они сами создают иллюзию жизни и, быть может, даже саму жизнь», – писал парфюмер Константин Веригин.

Сегодня имя Генриха Брокара известно в первую очередь парфюмерным экспертам и людям, интересующимся историей ароматов. Однако так было не всегда. В середине XIX – начале XX веков его имя гремело по всей России. И слава его была абсолютно заслужена и закономерна, ведь именно благодаря этому человеку парфюмерная промышленность Российской империи вышла на качественно новый уровень и смогла составить достойную конкуренцию прославленным французским одеколонам.

Первая «лаборатория» Брокара располагалась в бывшей конюшне, и из всего оборудования в ней были три кастрюли и ступка. Однако даже в таких условиях, его сотрудники изготавливали от 60 до 120 кусков мыла в день, которые Генрих Афанасьевич лично развозил на повозке по мелким лавочкам. Предприятие имело огромный успех – во многом благодаря гениальному маркетингу. Дело в том, что Брокар решил варить не обычные квадратные брусочки, а мыло необычной формы. Так, для детей было создано специальное мыло «три в одном»: на каждом кусочке была вытиснена буква алфавита, что превращало его из обычного средства гигиены еще и в игрушку, и в азбуку, для взрослых – мыло в форме огурца или в форме шара. Такой ход произвел на покупателей неизгладимое впечатление – продажи шли полным ходом.

Также настоящую сенсацию на рынке произвело «Народное мыло», стоившее всего 1 копейку и рассчитанное на массового потребителя – крестьян, которые до этого момента мылись исключительно щелоком из печной золы. Вторым по популярности продуктом стали дешевые сорта помад. Спрос на эти продукты был настолько велик, что магазинам и лавочкам подолгу приходилось ждать новых поставок.

После того как задача приучить пользоваться мылом массового потребителя в России была выполнена, Брокар решил подарить ему и доступную парфюмерию. Все рецепты парфюмерии он составлял лично. Лично внедрял он и новейшие технологические разработки, о которых узнавал из постоянных поездок в Европу. Результатом такой упорной и кропотливой работы стали духи, которые могли составить достойную конкуренцию лучшим французским ароматам. Таким, в частности, стал парфюм «Персидская сирень».

На Всероссийской Промышленно-художественной выставке в 1882 году в центре павильона был сооружен благоухающий фонтан – и каждый смог убедиться, как прекрасен одеколон «Цветочный» от фирмы Брокар. Это был аттракцион неслыханной щедрости, и народ повел себя соответственно: люди собрались вокруг ароматных струй, старались намочить в фонтане шляпки, платки и сюртуки; самые сообразительные побежали домой за другой одеждой и пустыми бутылками, дабы нацедить душистого эликсира. Потенциальные потребители не только насквозь пропахли ароматом, но и разнесли аромат «Цветочного» по всему городу, став добровольными посланцами парфюмерии Брокара. Газеты, разумеется, красочно описали столпотворение вокруг чудесного источника.

К началу ХХ века оборот предприятия составил 2,5 млн рублей. Прибыль тратили на расширение производства, закупку качественного сырья и разумную социальную политику: на производстве работала столовая, в праздники для служащих накрывали щедрые завтраки, самый низкооплачиваемый работник у Брокара получал ежемесячно 15 рублей – для Москвы того времени это была хорошая зарплата.

С началом XX века на фабрике начал трудиться парфюмер из Франции Август Мишель. Именно он составил к празднованию 300-летия Дома Романовых в 1913 году духи «Любимый букет императрицы». Мать Николая Второго название одобрила, аромат духов ей понравился, но использовать свой портрет на упаковке духов не разрешила. Так на упаковке и этикетке этих духов появился портрет Екатерины Второй. Предприятию Брокара дали долгожданное звание Поставщика Его Императорского Величества.

Сын Генриха Брокара, Александр, подобно отцу, был страстным любителем искусства. Александр и сам занимался живописью, посещал частную художественную школу Фёдора Ивановича Рерберга в Москве, там же с 1907 по 1910 года занимался художник Казимир Малевич.

Их знакомство привело к появлению одного из самых оригинальных флаконов в истории парфюмерии. Согласно легенде, именно Малевич сделал эскиз флакона к одеколону «Северный»; крышка в виде белого медведя навинчивается на флакон в виде льдины. Одеколон «Северный», или «Север», выпускался до начала 90-х годов ХХ века.

После революции фабрику национализировали. Александра Брокара и других членов правления товарищества арестовали по обвинению в антисоветской деятельности. Александра Генриховича продержали в тюрьме пять месяцев, затем ему удалось уехать во Францию. Парфюмерное производство и собранные семьей произведения искусства остались в распоряжении государства.

В 1925 году советская парфюмерная фабрика «Новая Заря» выпустила знаменитые духи «Красная Москва». Считается, что «Красную Москву» парфюмер Август Мишель сотворил, преобразовав дореволюционные духи «Любимый букет императрицы».

Вдохновенные усилия семьи Брокар и их последователя Августа Мишеля не пропали, они до сих пор присутствуют в нашей культуре. В парфюмерии, в картинах на стенах музеев и в легендарном, сложном аромате «Красной Москвы». Талантливый парфюмер, художник, гениальный маркетолог, грамотный управленец и человек, фанатично преданный своему делу – таким Брокара запомнила Москва. Таким вспоминаем его и мы.

Автор онлайн-проекта «Знаменитые династии России» – главный библиотекарь отдела культурных проектов и коммуникаций Алиса Александровна Соколова.

 

        

 


Возврат к списку


Архив новостей